Японское искусство мгновенного обнажения меча с последующим ударом, более молодое по сравнению с кэндзюцу. Возникло в Японии XVII века. Согласно легенде самурай Хаясидзаки Дзиноскэ хотел отомстить за убийство своего отца. Однако он не мог противостоять убийце в поединке, так как тот был сильнее и опытнее. Прибегнуть к услугам наемника, равно как и напасть из-за угла, не позволял самурайский кодекс чести. После долгих раздумий молодой самурай понял, что может рассчитывать на успех только в том случае, если успеет зарубить обидчика, первым выхватив меч. После длительной тренировки он осуществил свой замысел и отомстил за смерть отца.
С течением времени техника мгновенного выхватывания клинка распространилась по всей Японии. Возникло более 400 школ иайдо. Каждая из них привносила что-то свое в технику, но в своей сути они едины: молниеносное обнажение меча из любого, даже самого неудобного положения, и один - максимум два последующих удара. Несмотря на кажущуюся простоту, иайдо требует не только отличной физической подготовки, но и высочайшей степени психической концентрации и мобилизации.
В любой школе иайдо техника разделяется на четыре элемента: -Нуки-цуки (выхватывание меча, начальный этап атаки). -Кири-цуки (момент удара по врагу). -Гибури (стирание крови с клинка). -Ното (вложение клинка назад в ножны).