Акира Йошизава
Вряд ли в мире найдётся человек. изучающий это искусство и не слышавший о японском мастере Акире Йошизаве. Именно он в двадцатом веке поднял оригами на новую, принципиально иную высоту, достичь которую пока удаётся немногим. Он родился в 1911 году и сыграл в истории оригами уникальную роль. Вот что говорит Акира Йошизава о своём первом знакомстве с оригами:
"Мне тогда было четыре года. Дочка одного из соседей, чуть постарше меня, подарила мне однажды кораблик, сложенный из газеты. В шестнадцать лет пришли первые собственные работы. Идеи для оригами я брал тогда, да и теперь, из окружающего мира. Вот и возникали растения, люди, музыкальные инструменты, корабли, автомобили, звери. Особенно хорошо выходили кошки, может быть оттого, что я люблю этих животных".
Во время Второй мировой войны, когда он был служащим военного завода, у него созрело решение заняться оригами профессионально. Много лет пришлось ему бороться с трудностями жизни, почти нищетой, но упорство и труд принесли свои результаты. Акира Йошизава изобрёл сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретённых им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков - чертежей. К мастеру пришли известность и заслуженная слава. В течение нескольких лет японское министерство иностранных дел посылало его за рубеж в многочисленные поездки по странам Европы.
В последнее время Акира Йошизава почти ежегодно появляется в европейских странах со своими работами - там, где находятся спонсоры, готовые оплатить транспортные расходы. Мастер посетил нашу страну более 20 лет назад, в 1978 году, был в Москве, Ленинграде, Находке, только тогда про оригами мало кто слышал, однако он следит за развитием оригами в России. Он часто бывал в других странах, где читал лекции и давал уроки. Его выставка в 1955 году в Амстердаме познакомила европейцев с оригами и стала началом распространения этого искусства в Европе. Сейчас он является президентом Международного центра оригами.
Об Акире йошизаве пишет Виктор Бескровных:
"Я читал и слышал о нем постоянно все годы моего знакомства с оригами. Гений, легенда, пробудивший интерес к этому искусству почти во всех странах земного шара. Почитаем на родине, как живое сокровище -звание, вроде нашего народного артиста или художника. Награждён императором за достижения в оригами орденом Восходящего солнца."
Любимый материал японского Мастера - тонкий картон природных тонов. Ярких красок почти нет. В результате вас не покидает чувство оригами не как искусства игрушки, но просто - искусства.
Его работы кажутся живыми. Как он добивается такого впечатления?
Йошизава не складывает подобие. Все его модели схвачены в движении. Во многих работах он находит характерную, но не изъезженную вдоль и поперёк позу - и, кажется, нет границ его умению обращаться c бумагой. Он избегает чистой геометрии, округляет складки, уходит от них, смачивая тонкий картон. Работать с влажными оригами нелегко, но результат стоит труда. Выбор необычной темы, а так же остроумное применение складок, метод избранной детализации, когда предельно правдоподобно передаётся только какая-нибудь одна деталь. Использование этих приёмов характерно для оригами Акиры Йошизавы.
Лучший способ познакомиться с Мастером - это взглянуть на его творения и на то, как он объясняет и преподносит их публике, поскольку его оригами - это и есть он сам. Жизнь Акиры Йошизавы заключается в его творениях.